Wednesday, September 9, 2015

Баррель тянет канадскую экономику ко дну

Главной новостью этой недели стало официальное вступление Канады в очередную рецессию. ВВП страны снижался 5 месяцев подряд и лишь в июне вроде бы переломил эту тенденцию. Неутешительные показатели были вызваны резким спадом мировых цен на нефть в конце прошлого года.

Сейчас баррель канадской нефти стоит всего лишь порядка 20-30 долларов. Главную отрасль страны – ресурсодобывающую – отчетливо лихорадит. Компании стали отказываться от новых проектов, замораживать инвестиции. Не замедлили они и с сокращениями. Уволены десятки тысяч человек. В основном эти люди с еще недавно гарантированной высокой зарплатой.

2015 год выдался для нашей нефтяной отрасли крайне неудачным. Участки, на которых извлечение «черного золота» из нефтеносных песков стоит дороже всего, было решено законсервировать. Спад стал всеобъемлющим. Главный экономический локомотив страны последних лет – Альберта – внезапно превратился в настоящий гнет на плечах федерации. Дефицит текущего года здесь грозит достичь 6,5 миллиардов долларов. Справиться с ним в масштабах отдельно взятой провинции, тем более лишившейся основного источника доходов, будет не так-то просто.

На недавней памяти похожий дефицит регулярно допускался в федеральном канадском бюджете. Консерваторы вынуждены были согласиться на значительное увеличение экстренных расходов в 2008-9 годах, во время последней рецессии, которую официально переживала Канада. Тогдашний министр финансов Джим Флаэрти уверенно находил равновесие, поддерживая крупные предприятия, в частности, автопроизводительные, потакая требованиям налогоплательщиков, стимулируя приток инвестиций.

Можно сказать, что той рецессии канадцы не заметили. Десятки тысяч потерянных на ее пике рабочих мест были очень быстро восполнены. Но тогда спад нефтяных цен был мимолетным. На Западе Канады не прекращалась интенсивная добыча нашего главного экспортного продукта. Мало того: очень скоро за нефть стали платить двойную, чуть ли не тройную цену.

Сейчас, однако, нет никаких признаков возвращения нефтяных цен на прежний уровень. Значит, нужно будет искать новые, нестандартные пути выхода из нынешней рецессии, которая лишает федеральную казну существенного источника заработка. Заменить его, увы, пока нечем. Удешевить извлечение нефти в нашей стране тоже не получится.

Согласно официальным данным, во втором квартале нынешнего года ВВП Канады сократился на 0,5%. В первом квартале снижение составило 0,8%, то есть налицо вроде бы даже некоторый прогресс, на что не замедлил обратить внимание премьер-министр Стивен Харпер.

Предчувствуя полноценную рецессию, с января Банк Канады уже дважды опускал базовую ставку кредитования. Со времени предыдущего кризиса она удерживалась на искусственно низком уровне в 1%, теперь же и вовсе символическая – 0,5%. А в ближайшие недели, возможно, наши финансовые власти уменьшат ее снова. Вослед им расщедрятся и коммерческие банки, благодаря которым брать ипотеку в стране сегодня выгодно как никогда – под 2% годовых, а то и меньше.

Квебек наверняка не упустит своей выгоды из новой рецессии. Помнится, в 2008-9 годы, когда нефтяные котировки внезапно снизились до 40-50 долларов за баррель, многие специалисты из Альберты уже приглядывались к трудоустройству у нас, где есть все возможности для расширения промышленного производства.

Сейчас Квебек наверняка выиграет от падения стоимости канадского доллара, что на руку экспортерам. Если американская Федеральная резервная система в ближайшие недели наконец-то повысит свою базовую ставку кредитования, а наша в то же время синхронно с этим снизится, то за канадский доллар снова будут давать порядка 65-70 американских центов, как было совсем недавно, в начале 2000-х годов.

Доходы экспортеров существенно возрастут. Начнется расширение производства. Квебек, напомним, является важным поставщиком сельскохозяйственной, высокотехнологичной продукции, а также энергоресурсов. А вот в извлечение нефти наше правительство все же решило по-крупному не вкладываться. Сегодня понятно, насколько дальновидным был этот шаг.

В текущем финансовом году все канадские провинции, живущие добычей полезных ископаемых, вынуждены считаться с дефицитом бюджета. Болезненнее всего в общих цифрах он будет в Альберте – порядка 6-7 миллиардов долларов. Сейчас эта провинция, как и вся Канада, вступает в рецессию. Здесь сменилось правительство, после чего были серьезно увеличены налоги, а некогда привилегированные отрасли переведены чуть ли не на голодый паек.

Местные нефтяники взмолились о снижении пошлин, но это навряд ли будет сделано оперативно, так как провинция испытывает серьезнейшие трудности с наполнением бюджета и не очень-то надеется на помощь от федерации. Как на грех, в этом году на Альберту навалилась очередная засуха.

Если брать цифры бюджетного дефицита относительно ВВП, то самая сложная обстановка сложилась в Ньюфаундленде и Лабрадоре, где экономические показатели в несколько раз скромнее, чем в Альберте. Дефицит в этом году переживает и Саскачеван, совсем недавно считавшийся самой процветающей провинцией Канады.

В то же время собственно канадский бюджет сейчас сверстан с излишками. В первом квартале текущего финансового года (с апреля по июнь) они оказались выше, чем ожидалось, и составили 5 миллиардов долларов.

Напомним, однако, что подготовить бюджет нынешнего года без дефицита правительству Харпера удалось лишь благодаря нескольким ухищрениям: например, резкому сокращению предусмотренной «подушки безопасности» с 3 до 1 миллиарда долларов, а также экстренной продаже ранее выкупленных государством акций «Дженерал моторс». Без этих мер Канада по-прежнему оставалась бы с дефицитом.

Канадский бюджетный дефицит был искоренен, помимо прочего, путем резкого сокращения расходов на госаппарат, а также снижения финансовой поддержки провинций. В некоторых из них, в том числе в Квебеке, сейчас проводится в жизнь очередной виток политики «затягивания поясов».

Замечают это в основном госслужащие, пребывающие в атмосфере неизвестности: уволят их или нет, подпишут ли выгодный контракт или заставят работать вдвое больше за те же деньги? Между прочим, вышедшая недавно вторая часть отчета комиссии Люсьен Робийяр, посвященного возможностям бюджетной экономии, содержала рекомендацию по отмене монополии на продажу ликеро-водочных изделий в Квебеке. Это сильно ударило бы по сотрудникам одной из наиболее обласканных властями корпорации SAQ.

«Затягивание поясов» для массы населения позволяет не повышать налоги для корпораций, что делает нашу экономику более привлекательной. Мало того, в последнем бюджете правящие консерваторы наконец-то объявили и о долгожданном сокращении налогов для малого бизнеса.

Все это крайне необходимо во время низких нефтяных цен. «Сидеть на трубе» сейчас не получится. Напротив, в течение ближайших лет мы будем добывать нефть себе в убыток и субсидировать нефтеносные пески, которые во всех смыслах этого слова станут для нас «тяжелыми». Альберта превратится в обузу. Ее жители потекут в Онтарио и Квебек в поисках трудоустройства.

Каким образом наступившая официально рецессия скажется на продолжающейся в Канаде предвыборной кампании? Консерваторы, безусловно, предвидели экономические неурядицы. Они знали, на что шли, поскольку дата выборов была известна заранее. Некоторые комментаторы предполагали, что срок голосования постараются перенести как можно раньше, чтобы сгладить эффект от вступления в рецессию, не дать оппозиционерам заострить на этом внимание.

Но этого не произошло. Судьбоносный день пришелся как раз на водораздел между первой, подготовительной частью предвыборной кампании, и основной, которая продлится 5 недель, согласно давней неписаной канадской традиции.

Стивен Харпер и его стратеги не боялись рецессии и ждали ее, чтобы дискредитировать при помощи этого аргумента предвыборные обещания своего главного антагониста – Томаса Малкера. Понятно, что Малкер не станет повышать корпоративные налоги, чтобы финансировать свои многочисленные посулы.

Это было бы сродни самоубийству в нынешнем непростом деловом климате. Значит, ему придется столкнуться с масштабным бюджетным дефицитом. Вообще-то, в этом дефиците нет ничего удивительного. Консерваторы прожили при дефиците много лет подряд. Долгую череду дефицитов допускает глава Либеральной партии Джастин Трюдо.

Но канадцам хорошо знакома экономическая реальность, следующая за внезапными крупными дефицитами бюджета после многолетних излишков, в том числе на недавнем примере Альберты. В таком случае дефицит неминуемо оборачивается масштабными увольнениями, взрывным ростом налогов, сокращением финансирования учреждений здравоохранения и образования.

Ладно, если все это происходит в масштабах провинции, и людям можно будет попытать счастья в каком-нибудь другом уголке страны. Но если кризис охватит всю Канаду?
Сергей Голиков
Монреаль
Russianmontreal.ca

No comments:

Post a Comment